Выбираем проволоку для намоток койлов

Введение

Рано или поздно любой вейпер узнаёт о возможности мотать собственные спирали на атомайзер и задумывается над тем, зачем же, собственно, это всё нужно, ведь можно просто купить новую «голову». Необходимость создания собственных намоток сегодня не так велика, как раньше, но вейперы всё ещё могут получать значительные преимущества от собственных спиралей.

Во-первых, самостоятельно создавая спираль, можно достичь целевого сопротивления, отличного от тех, что выпускают фабрично. К примеру, для клиромайзера Kanger SubTank существуют стандартные головы для сабомного парения (0,5 Ома) и сигаретной затяжки (1,5 Ома).

Если же вы захотите добиться минимального сопротивления, например, 0,1 Ома, либо, наоборот, установить спираль с большим сопротивлением под сигаретную затяжку (1,8 Ома), то вам придётся или менять клиромайзер, или создавать собственную намотку.

Во-вторых, набравшись достаточно опыта, вы сможете влиять на температуру пара, удар по горлу и другие ощущения от парения.

В-третьих, собственные намотки для электронных сигарет позволяют экономить, так как расходные материалы стоят меньше, чем собранный на фабрике испаритель. В долгосрочной перспективе выгода может стать весьма заметной.

Для создания намотки понадобится обслуживаемый атомайзер, имеющий специальную базу под установку собственной спирали. Как правило, такая база обозначается аббревиатурой RBA или RTA — rebuildable atomizer и rebuildable tank atomizer соответственно;

RDTA — rebuildable dripping tank atomizer (дрипка с баком). К примеру, упомянутый уже SubTank позволяет использовать RBA базу. В рамках данной статьи мы рассмотрим в первую очередь именно Субтанк, так как это одна из самых популярных моделей, и многие вейперы начинают мотать именно с неё.

Выбираем проволоку для намоток койлов

Поставляются готовые проволоки на пластиковых катушках. С обратной стороны закручивающаяся крышка, удерживающая катушку на месте. Выполнена из нержавеющей стали марки 316L. На проволоке отсутствует какая-либо грязь или масло.

Намотано вполне качественно. На всей длине огрехи не замечены. Параметры — 26GA*2 30GA.Жила: две проволоки диаметром 0.4 мм.Обмотка: проволока диаметром 0.25 мм.Длина всего материала составляет 10 футов или 3,048 метра.

В качестве подопытного выступает двухспиральная база Serpent Mini 25.Итого 2 спирали по 4 витка в каждой из данной проволоки на оправу 2.5 мм вышли ровно на 0.1 Ом. Необходимо фиксировать сопротивление, т.к.

из-за нержи оно начинает скакать в меньшею сторону и боксмод может отказаться жарить. Приемлемая мощность в районе 83 ватт. Вкусопередача вполне приемлемая. Навалистость на серпенте оценить в полной мере не получится.

А вот с 4 витками на оправу 3.5 мм на односпиральной базе Pharaoh RTA получается вкус ещё лучше. Учитывая, что на 1 спираль уходит в среднем 8 — 11 см готовой проволоки, то катушки за 4 бакса хватит на ~ 30 вполне достойных спиралей. Рекомендую.

Geekvape Clapton Wire. 7.20$Параметры — 26GA 32GA.Жила: из проволоки диаметром 0.4 мм.Обмотка: из проволоки диаметром 0.2 мм. Выполнена из кантала. Длина всего отрезка составляет 15 футов или 4.5 метра.В разрезе.

2 попытки намотать данную проволоку на оправу заканчивались тем, что при её натяжении обмотка разматывалась, обнажая жилу. На нет и суда нет. Как бы там ни было, 7 баксов за простой клептон это дорого, учитывая, что предыдущий фьюз за 4 гораздо интереснее, пусть и на 1.5 метра короче. Переходим к следующему клептону.

Geekvape Clapton Wire. 6.90$

Параметры — 26GA 32GA.Жила: проволока из нихрома диаметром в 0.4 мм.Обмотка: проволока из кантала диаметром в 0.2 мм. Длина всего отрезка 4.5 метра. В разрезе. К сожалению, этот клептон попробовать тоже не удалось.

Вся длина, что я отмотал, была в каком-то непонятном мелком налёте в щелях обмотки. Стоит так же отметить, что из-за нихромовой сердцевины сама проволока очень мягкая и нормально намотать её на оправу будет той ещё задачкой.

SS Flat Clapton WireПараметры — Ribbon 26ga*18ga 32gaЖила: плоская проволока шириной в 1 мм и толщиной в 0.4 ммОбмотка: проволока диаметром в 0.2 мм.Выполнена полностью из нержавейки 316L. В разрезе. С этой проволок, к счастью, проблем нет.

В роли подопытного выступает Serpent Mini на односпиральной базе. 3 витка на оправу 3 мм выходят на 0.16-0.18 Ом. Начинает прожариваться на 55 ваттах. Вкус нормальный, но не более. От клептона с плоской жилой большего и не требуется. Вывод: к покупке не рекомендую.

И на десерт вейп-бенды от Steam Shark. Я в них смысла не вижу, но коль прислали — покажу. Сделаны вполне качественно, не воняют. Если такое кого-то интересует, то можно брать.

Однажды король Франции Генрих III сказал, что табак, который был завезен из Америки в Европу спас ее от алкоголизма. В наше время мало встретиться людей, которые курят и не мечтают избавиться от этой зависимости.

И в последнюю пару тройку лет в Восточной Европе появился заменитель курения, а именно парение вейпом. За совсем короткий срок вейпинг превратился в субкультуру. Это своего рода ритуал, который помогает расслабиться и все вейперы подходят к этому делу очень ответственно.

Каждый бывалый в этом деле человек имеет устройство, в котором уникально почти все-начиная от дизайна и цветовой гаммы до нагревателя и испарительной спирали. Последняя, казалось бы, маленькая деталь, имеет большое поле для полета фантазии. Об этом мы и расскажем в этой статье.

В современном вейпинге есть 4 основных вида проволоки, которые используют наиболее часто.  Кантал – дешевый и прочный материал. Он легок в работе и выдерживает высокую температуру. Из него очень удобно делать косички. Он очень хорошо подойдет для начинающих. Только не очень полные ощущения от вкуса.

Нихром (никельхром). Это сплав как вы уже догадались. Он греется быстрее, чем предыдущий метал.    Пара больше. Но он не такой эластичный как кантал и из него сложнее сделать нужную вам намотку.

Также можно использовать никель. Он почти не имеет сопротивления. Быстро нагревается. Но он может сильно перегреться, поэтому его часто комбинируют с канталом или нихромом.

Титан. Возможно это самый востребованный материал. С ним очень хорошо работать с новыми устройствами. А все потому, что он быстро нагревается и быстро остывает. К тому же лучше всего передает вкус.

Койлы (спирали) предназначены для улучшения качества пара, ведь целью вейпинга является не просто испарение жидкости, а получение густого, ароматного и вкусного пара в большом количестве. Для этого нужна высокая температура, которая достигается благодаря нагреву намотки за счет энергии аккумулятора.

Атомайзеры для намоток

Kanger SubTank — уже «прорекламированное» устройство, ставшее одним из первых популярных сабомных клиромайзеров. Отличается высоким качеством и «неубиваемостью», а также возможностью использования как заводских спиралей, так и самостоятельных намоток, за что его и полюбили вейперы.

Kayfun — распространённая в России марка, производящая только обслуживаемые клиры;

Billow v2 — клир, отличающийся от предыдущих возможностью установки двух спиралей, а не одной;

Zephyrus (Zephyrus v2) — тоже двухспиральный клиромайзер высокого качества, полюбившийся отечественным вейперам за схожую с SubTank универсальность — возможность работы с собственными намотками и заводскими «головами»;

Velocity — дрипка, то есть конструкция, не подразумевающая хранение жидкости, а прямое закапывание «жижи» на спираль. Такой вид парения сложнее и менее комфортен — одного закапывания хватает в среднем всего на один «перекур». Но зато получается очень много пара и вкуса.

Виды намоток для вейпа

Всего существует 5 видов намоток: микрокойлы, спейскойлы, косички, параллельные койлы, арт-койлы.

 Микрокойл

Уже из самого название «микрокойл» понятно, что он небольшой. Еще его называют нанокойл. Спираль небольшая, с наименьшим расстоянием между витками. Она будет идеальной для маленького клира. Количество пара в этой намотке достаточно большое.

Спейскойл

Здесь слово «spase» трактуется не как допариться к чему-то космическому, а скорее, как «свободное пространство». А все потому, что между оборотами намотки имеется свободное место, чтобы жидкость не поджигалась, и пар был без привкуса дыма. Ее гораздо проще сделать, чем микрокойл, но пар здесь будет не такой густой.

Косички

Здесь берем две сплетенные проволоки. Это очень хороший вариант для ощущения вкуса и насыщенности пара. Но недостатком есть то, что можно втянуть в себя немного жидкости при затяжке.

Параллельные койлы

В них используется две намотки. Это увеличивает вкусовые ощущения при парении. Да и сама густота пара хороша. Но намотать ее тяжело. Нужно фиксировать концы намотки.

Арт-койлы

Это самый крутой вид намотки, показывающий осведомленность вейпера в теме. Выглядит она красиво, однако новичку ее сделать будет сложно. На этом виде остановимся подробнее потому, что их может быть несколько: клэптон-намотка, воздушные косички, змейки и цепи.

  • Клэптон-намотка. Она состоит из двух спиралей. Одну из них обматывают вокруг другой. Это похоже на косичку, но здесь дело будет сложнее потому, что необходимо добиться плотности завитков.
  • Воздушные косички похоже на обычные косички. Здесь тоже все сложнее, но можно добавить больше жижи. Для того, чтобы она получилась, нужно сначала сделать косичку, а потом вокруг нее намотать еще одну. Только второй слой делается проволокой большего диаметра. Плюсом есть то, что можно обойтись без фетелей. Это становиться возможным благодаря созданному внутри воздушному пространству.
  • Змейки. В этом случае намотка состоит из четырех частей. Из трех проволок делается косичка. Их соединяют с четвертой. В итоге она становится похожей на змею.
  • Цепи. Самая простая из всех на вид. Зато по плотности пара самая лучшая. Она делается из двух проволок, которые сгибаются пополам. Потом сматывается в косу. Еще два раза повторяем и готово.

Для создания намотки собственными руками есть определенный алгоритм действий. Для этого нам понадобятся такие инструменты:

  • Ножницы или нож;
  • Кусачки;
  • Пинцет;
  • Плоскогубцы или любое другое приспособление, которым можно будет согнуть проволоку и удерживать ее концы;
  • Отвертки;
  • Моталки. Может подойти отвертка или сверло;

Следующий на очереди сам процесс

  1. Сначала моем руки. Это делаем для того, чтобы избежать лишних запахов, которые вата может впитать.
  2. Если материал, из которого сделана проволока будет пружинить, то ее следует нагреть на огне, чтобы она была податливей для манипуляций. Исключение — никель и титан. Никель будет выделять ядовитые пары, и вообще нагрев этих металлов уменьшит срок службы спирали.
  3. Следует также протереть спиртом намотку, чтобы обеззаразить ее.
  4. Потом берем моталку, либо сверло или отвертку и наматываем. Микрокойлы затягиваем туго, а для спейскойлов оставляем зазоры. Последние могут быть с отклонениями, но позже «притрутся» и проблема исчезнет сама по себе.
  5. После предыдущего действия спейскойл нужно размять, подпружинить, а микрокойл уже готов к использованию.

После этого приступаем к установке спирали на устройство:

  1. Откручиваем винты и засовываем под них кончики проволоки;
  2. Регулируем их положение. Спираль должна быть в самом центре. Это делается для того, чтобы пар был оптимальным – не слишком жестким и мягким;
  3. Спираль не должна ни с чем соприкасаться. Все лишнее убираем;
  4. Прожигаем намотку. Нужно накрутить мод около 30 ватт. Кнопку включения нужно нажать около десятка раз. Это делается для того, чтобы спираль равномерно прогрелась;
  5. Если вдруг спираль начинает нагреваться неравномерно, то нужно поводить по ней пинцетом, предпочтительно керамическим;
  6. Потом вставляем вату в спираль, предварительно сорвав с нее верхний слой;
  7. Лишнюю вату обрезаем.

Выбираем койлы по материалу

По сути, кроме самого обслуживаемого атомайзера вейперу понадобится всего две вещи: проволока и вата. Проволока станет спиралью, а вата фитилём, который будет смачиваться и под воздействием нагрева спирали и поступающего воздуха при затяжке «выдавать» пар. На сегодняшний день существует несколько вариантов материалов.

  • нихром — отличается хорошими эксплуатационными качествами, удобен в намотке и недорого стоит;
  • кантал — он же фехраль, и второе название даже более правильное, ведь «кантал» — это имя производителя материала. Аналог нихрома, но не имеет в своём составе никеля, из-за чего меньше стоит, меньше служит и не так удобен в эксплуатации, ибо скручивается и пружинит. Последний недостаток устраняется путём нагрева, но об этом ниже. За сочетание цены и качества кантал считается наиболее популярным материалом;
  • нержавейка — дешёвый и доступный материал, обладающий большим сроком службы. Не очень удобен в намотке, поэтому используется не часто. Тем не менее, в последнее время стали появляться устройства с температурным контролем (ТК), функционирующие на нержавейке, поэтому популярность материала растёт, ведь он может работать и в режиме ТК, и вариватта одинаково хорошо. При этом в отличие от титана и никеля с нержавейкой легко можно создать намотку с высоким сопротивлением (примерно 1 Ом);
  • никель — дорогой материал для устройств с температурным контролем. Для новичков не представляет ценности, так как слишком дорог для «опытов»;
  • титан — аналог никеля, с тем лишь отличием, что не выделяет вредных веществ при перегреве (такая же проблема есть и у кантала с нихромом). Перегревается ли никель в устройствах с ТК выше «порога опасности» в 600℃ — пока что спорный вопрос, ведь моды «держат» максимальную температуру в пределах 350℃. Из-за сохраняющейся потенциальной опасности многие вейперы уже переходят на титан для уверенности.
  • кремнеземный шнур — устаревший материал, практически не использующийся сегодня. Даёт меньше пара и вкуса, чем другие, быстро загрязняется и относительно плохо проводит жидкость;
  • вата — обязательно нестерильная, иначе при парении будет «привкус больницы». Очень дешёвый и доступный в любом уголке мира материал, приобрести который можно в любой аптеке или супермаркете. Подойдут даже ватные диски;
  • японский хлопок — лучший материал на данный момент, не дающий привкуса и лёгкий в использовании. Правда, для начинающего вейпера может показаться дорогим.

Сопротивление намотки

Основная характеристика созданной намотки — её сопротивление. К примеру, намотка на Субтанк может быть как стандартных значений вроде 1,2 Ома, 0,5 Ома, то есть аналогом продающихся готовых испарителей, так и 0,7 Ома, 0,3 Ома и так далее. Сопротивление зависит от нескольких признаков:

  • длина спирали — она же количество колец. Чем больший «путь» нужно пройти току, тем больше сопротивление;
  • толщина — чем больше толщина проволоки, тем ниже сопротивление. Однако наращивать толщину бесконечно нельзя, и уже на 0,4 мм становится сложно создавать кольца. Также на разогрев большой толщины требуется больше энергии, следовательно, увеличивается расход батарейки;
  • значение сопротивления материала. Разные материалы значительно отличаются по своему сопротивлению, поэтому количество витков, их диаметр и общая длина спирали также будут отличаться.

При создании намотки следует учитывать, что чем больше витков и их диаметр, тем больше получается площадь нагрева, влияющая, в свою очередь, на температуру и количество пара. Однако нельзя просто «намотать побольше», так как мод может «не потянуть» такую спираль, из-за чего она будет плохо греться, либо банально не поместится в клиромайзер.

Намотка спирали для электронных сигарет должна производиться с учётом законов Ома. В зависимости от используемого аккумулятора последствием неправильной намотки может быть как просто отказ работать (моды с платой), так и выход из строя всего устройства (мехмоды).

К примеру, если вы накрутили спираль с сопротивлением 0,5 Ома на свой SubTank, то вам потребуется мод, работающий на более чем 15 Ваттах. Однако на современном рынке редко встречаются моды с 15 Ваттами «на борту», которые «умеют» работать с низкоомными намотками.

Поэтому важно, чтобы е-сигарета подходила не только по мощности, но и по поддерживаемому сопротивлению. И, как правило, такие устройства «стартуют» с 30 Ватт. Важен и аккумулятор — он должен быть высокотоковым, чтобы избежать перегрева.

Добиться на малых Ваттах низкого сопротивления можно ещё и на никелевых или титановых намотках, но они могут неправильно работать без температурного контроля и быстро выходить из строя.

Рассчитать сопротивление можно по Закону Ома R=U/I, но также нужно учесть длину спирали, количество колец, длину ножек и так далее. Например:

  • Для получения 0,5 Ом на кантале А1 с толщиной проволоки 0,4 мм потребуется 5,5 витков диаметром 2,25 мм.
  • Для получения 0,3 Ом на никеле Ni 200 c толщиной проволоки 0,2 мм потребуется 11,5 витков диаметром 2,5 мм.

Звучит сложно, но в современном мире всё просто благодаря интернету. Многочисленные онлайн-калькуляторы позволяют рассчитать намотку в два счёта, к примеру наш калькулятор спиралей. Также существуют приложения для мобильных телефонов.

Сегодня самыми популярными значениями сопротивления являются «сабомные», то есть ниже 1 Ома. Намотки можно создавать вплоть до 0,05 Ома, если вы парите на моде с платой (при условии поддержки такого сопротивления, разумеется), или ещё ниже, если на мехмоде.

Благодаря наличию защит такое низкое сопротивление стало безопасным, и вы можете не беспокоиться о возможном замыкании. Также всё ещё популярны «классические» значения 1,2 и 1,6 Ома, которые дают меньше пара, но отлично работают на маломощных е-сигаретах. Такие Омы очень «уважают» любители сигаретной затяжки.

Процесс намотки

Намотка атомайзера будет продемонстрирована только на примере спейс- и микрокойла, так как создание арт-койлов слишком сложно для описания «в двух словах».

Чтобы намотать спейс- или микрокойл, понадобится такой набор инструментов:

  • ножницы;
  • кусачки;
  • плоскогубцы;
  • пинцеты — желательно один из них керамический, чтобы безбоязненно трогать спираль под напряжением;
  • отвёртка;
  • устройство для намотки спирали — оно же «моталка». Специализированный щуп, облегчающий намотку спирали в разы. Если его нет, то можно заменить отвёрткой нужного диаметра или даже сверлом от дрели.
    Намотка спиралей. Обзор для начинающих

Далее для обоих вариантов процесс таков с минимальными отличиями (используем обслуживаемую базу субтанка):

  • Вымыть руки и инструменты — вата отлично впитывает запахи, поэтому чтобы не парить потом аромат «ящика для инструментов», следует соблюсти гигиену.
  • (Опционально) Прожечь горелкой или на плите проволоку, если она пружинит и скручивается. Таким действием вы придадите ей пластичность. Прожечь можно и после намотки зажигалкой или посредством мода. Внимание! Титановые и никелевые намотки ни в коем случае нельзя прожигать. Это существенно снизит их эксплуатационные характеристики и поспособствует выделению никелем вредных веществ.
    Намотка спиралей. Обзор для начинающих
  • При помощи салфетки и спирта обезжирить проволоку. В этом пункте нет необходимости, если вы планируете прожечь намотку после на моде. Никель и титан рекомендуется протирать до намотки, так как прожигать их нельзя.
  • Далее стартует сам процесс намотки. Возьмите «моталку» или её заменитель и начинайте ритмично накручивать проволоку «звено к звену» для микрокойла и с небольшими зазорами в миллиметр для спейскойла. Если спейскойл получается неровным, не волнуйтесь — потом это исправится.
    Намотка спиралей. Обзор для начинающих
  • Когда будет достаточно витков, микрокойл можно считать практически готовым, а получившуюся «пружину» спейскойла нужно будет пару раз сжать плоскогубцами (или прижать к основанию «моталки») и растянуть, чтобы спираль стала ровной.
  • Спираль готова! Теперь её необходимо установить на базу клиромайзера. Для этого отверните удерживающие винты и просуньте края проволоки, не задействованные в спирали, под них. Зафиксируйте болты и отвёрткой или «моталкой» скорректируйте положение спирали, чтобы она была помещена ровно по центру. Чем выше она будет относительно нижнего отверстия, тем жёстче будет удар по горлу от парения, чем ниже — тем мягче. Ни в коем случае не должно быть соприкосновения спирали и каких-либо элементов базы. Удалите кусачками «лишние» хвосты проволоки так, чтобы они не соприкасались со стенками крышки базы, иначе возникнет КЗ.
    Намотка спиралей. Обзор для начинающих
  • Прожгите спираль кратковременными нажатиями на кнопку парения, включив мод на 20–30 Ватт мощности. Нажать и держать кнопку — не рекомендуется. В результате спираль должна равномерно разогреваться (краснеть) от центра к краям. Если в микрокойле часть спирали не разогревается докрасна, проведите по ней керамическим пинцетом, как по старой советской батарее ключом. После пары таких процедур КЗ уйдёт (между витками появится минимальное расстояние), и спираль начнёт разогреваться равномерно.
    Намотка спиралей. Обзор для начинающих
  • Достаньте вату и удалите её верхний слой, чтобы материал получился как можно более «пушистый».
  • Вставьте ватку внутрь спирали, при этом она должна свободно ходить из стороны в сторону.
    Намотка спиралей. Обзор для начинающих
  • Обрежьте избыточные хвосты фитиля, но оставьте небольшой запас.
  • Накрутите «юбочку» обслуживаемой головы, скрыв фитиль внутри. При откручивании и закручивании вата не должна попадать на резьбу: несколько раз открутите и закрутите «юбку», чтобы проверить это.

Таким образом создаются намотки на клиромайзер или дрипку. В зависимости от того, какую площадь сечения проволоки и количество колец вы выбрали, будет изменяться выдаваемый вкус и пар. Сегодня общепринятой считается намотка на 0,3 Ома, так как такое значение достигается небольшим числом колец и достаточно тонкой проволокой. Впрочем, для первых намоток подойдут любые значения.

Процесс создания более сложных спиралей, таких как Clapton, Chain и других, рассмотрен в отдельной статье.

Результат

Ваша спираль будет обладать различными характеристиками в зависимости от того, какие вы допустили ошибки и как расположили спираль на базе:

  • температура — зависит от типа спирали и площади нагрева;
  • скорость образования пара — зависит от сопротивления спирали. На значениях сопротивления выше 1,5 Ома парообразование будет относительно медленным и подойдёт для парения с сигаретной затяжкой. На значениях ниже 0,3 Ома парообразование будет быстрым, но потребуется мощный мод;
  • удар по горлу (тротхит) — зависит от расположения спирали. Чем она выше относительно базы, тем жёстче ТХ, чем ниже — тем мягче;
  • срок службы намотки — зависит от целого набора факторов, но основными губительными моментами являются перегрев и плохая подача жидкости. Влияние оказывает и качество самой жидкости.

Среди классических ошибок следует упомянуть неправильный расчёт сопротивления, в результате чего спираль просто «не запускается». Современные устройства частично нивелируют эту проблему, так как обладают защитами и могут работать с широким диапазоном сопротивлений.

Короткое замыкание — распространённая проблема, вызванная тем, что спираль касается металлических частей базы (не считая специальных креплений). Привкус гари может проявляться при перегреве спирали, либо при недостаточной проходимости жидкости по фитилю.

Насколько это выгодно?

Моментальной выгоды от обслуживаемых испарителей не будет. Только долгосрочная перспектива! Понять, что намотку нужно заменить, можно по тем же признакам, что и у готового испарителя. Периодичность замены у обоих вариантов примерно равна.

Первые плоды экономии будут видны уже в первые месяцы. К примеру, испарители 0,5 Ома для Kanger SubTank стоят примерно 1300 рублей за упаковку в 5 штук. А это примерно по 520–780 рублей в месяц. Расходники же для самостоятельных намоток обойдутся в месяц примерно по 120 рублей, и это с учётом «скакнувшего» курса.

Экономия почти в пять раз, но сначала вам придётся закупиться инструментами и бездарно «слить» несколько метров проволоки и ваты на обучение. Но как только вы научитесь мотать спирали, выгода этого навыка станет для вас очевидна!

Интересно, что думают о намотке спиралей для начинающих наши читатели? Своё мнение можно написать в комментариях ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Adblock detector